Её взлет пришелся на щедрое начало века, когда дорогая нефть и общий эмоциональный фон, а также расцвет автокредитования, насытили российские дороги новыми автомобилями. Краткосрочная «эпоха хэтчбеков» насчитывала множество имен: Ford Focus, Opel Astra, Honda Civic и другие. Но самой крутой и желанной была именно она — Mazda 3.
Японцы уже тогда поняли, что путь к загадочной русской душе лежит через глаза — пока европейцы и американцы скромничали и разменивались, маздовцы сделали по-настоящему крутой дизайн. Злой, атмосферный, азартный. Особенный. И автомобиль выстрелил! Мечта молодежи, кумир миллионов, первый пункт в списках Деда Мороза, Амура и других агрегаторов дорогих подарков. А ведь кто-то «жил на широкую ногу» и мог себе позволить «святая святых» — Mazda 3 MPS! Эх, золотые годы…
Потом был, как водится, застой имени второго поколения, которое провалилось и у «трешки», и у старшей «шестерки». Отдохнув на «детях», гений дизайнера выдал яркое и стильное третье поколение, вновь вернувшее «Мазду» на олимп желаний. Но только «шестерку». «Тройке» откровенно не хватало элементов, проработки и грации. Она выглядела, как маленькая «шесть» и казалась лишь подобием «старшей».
Mazda 3, некогда локомотив бренда, покрывалась пылью в автосалонах, а потом и вовсе скрылась за широкими спинами новых фаворитов: кроссовер CX-5 уверенно занял ее трон. Будем объективны, стоила она по-прежнему дорого, а бережно сохраненного обаяния первого поколения уже не хватало для постоянного нахождения в чартах. Её фанаты выросли, обзавелись семьями и детьми, пошли «на расширение». А «миллениалы» не могут себе позволить гордую и яркую машину: они хотят IPad и гироскутер.
Дела пошли в гору, когда в 2016 году Mazda 3 пережила рестайлинг: наконец-то доработали экстерьер, светодиодную оптику и поставили новые кресла. Огромный хромированный «зёв» решетки радиатора, острые грани везде, где можно и нельзя, благородные, невиданные доселе обводы кузова. Один прищур фар, узкий разрез которых сводит с ума и вызывает зависть у соседей по потоку. Луноликая по-настоящему хороша собой. Изыскана и уникальна. Подчеркнутая агрессия и непобедимое обаяние, неподдельная уверенность и харизма. Благодаря художественному отделу, расположенному в Германии, именно «Мазда» стала самым стильным и красивым японским автомобилем, что мгновенно сказалось на покупательском интересе в Старом Свете и России. «Обертка» получилась на загляденье. А что внутри?
Строгий и немного чопорный на потребу европейцам салон, выполненный из добротного пластика и экокожи, удобный и практичный, но совершенно не отражающий сути самой машины. Скучно! За амбициозной внешностью должен был скрываться совсем другой интерьер! Ожидали увидеть размах, смелые и новые решения, а увидели Volkswagen. Да, все на высоком уровне, все на месте и под рукой, но где же шарм? Изумленный взгляд гаснет, стоит пятой точке погрузиться в кресло. Недостаток шумоизоляции лишь усугубляет общую картину. «Мазда», ты что?
Хорошо, что свои главные козыри «трешка» держит в рукаве. Острый руль, сбитая подвеска и азартный, звонкий и невероятно эластичный мотор, который способен поддержать любое настроение водителя. Она по-прежнему, как и в лучшие годы, хороша на дуге, уверенна в повороте и отлично держит дорогу. Можно, конечно, укорить за жесткое прохождение стыков и других дорожных невзгод, но ведь это не что иное, как плата за предельно выверенное и настроенное на драйв шасси. На ней хочется ехать, хочется совершать маневр за маневром, ускоряться и ввинчиваться в поток. Не ругайте владельцев Mazda 3 за порой излишнюю и неоправданную суету — они просто получают удовольствие.
Вялые и мягкие, словно ватные, конкуренты берут ценой и россыпью псевдобогатых опций, тогда как «трешка» искренна со своим владельцем: автомобиль должен обладать, прежде всего, слаженным тандемом двигателя и трансмиссии, информативным рулевым управлением и настроенной подвеской. Сенсорные экраны и «теплые опции» — это здорово и невероятно удобно, но это далеко не главное.
«Мазда» выбрала для своей культовой машины самый непростой путь. Куда дешевле было, заручившись своим невероятным дизайном, нашпиговать салон ворохом ширпотреба, скостив стоимость, и рвануть к вершинам. Так поступают временщики, жаждущие сиюминутного результата.
Впрочем, путь, выбранный японцами, уже близок к апогею: в интернете замелькали фотографии и коллажи новой «трешки», которая вот-вот появится. Учитывая опыт нового CX-5, это будет самый тихий автомобиль в своем сегменте. Учитывая прототип, выставленный на всеобщее обозрение на прошлогоднем токийском автосалоне — самый красивый. А если внимательно пробежать по тем крохам информации, что методично сливают японцы в «глобальную паутину» — еще и невероятно технологичный. Только вот вопрос: сколько будет стоить такая Mazda 3, если сегодня за нее просят от 1 181 000 рублей за 1,6-литровую 104 сильную версию с коробкой автомат и почти 1,4 млн рублей за топовую версию с 1,5-литровым двигателем Skyactiv?