Российская компания Кама обнародовала новую порцию данных об электромобиле Атом. На этот раз речь о конструкции распахивающихся в разные стороны дверей, которые породили много споров в комментариях под предыдущей публикацией. Напомню, что Атом имеет единый проем двух боковых дверей без центральной стойки. Задние двери можно открыть только после отпирания передних, то есть использована та же схема, что у электромобиля BMW i3, купе Mazda RX8 или универсала Mini Clubman первого поколения. В Каме изучали машины с подобными дверями, но в итоге разработали оригинальную систему со своими алгоритмами.
Уже в «базе» Атом будет иметь полноценный электропривод всех дверей, который обеспечивает «вход в одно касание»: открыть дверь можно нажатием кнопки на ней или через приложение в смартфоне (связь с машиной идет по протоколу Bluetooth). Если требуется открыть только заднюю дверь, то электроника сначала наполовину откроет переднюю створку, а затем распахнет «освободившуюся» заднюю. Мудрено? Да. Но разработчики подсчитали, что 70% поездок происходит без открывания задних дверей.
Чтобы исключить удар двери о бордюр или соседнюю машину, к системе управления подключены датчики комплекса ADAS, которые сканируют пространство вокруг автомобиля и ограничивают угол открывания. Эти же датчики предупредят выходящих седоков о приближающихся машинах и не дадут дверям распахнуться. Хотя держать пассажиров «в заложниках» Атом не станет: повторные нажатия кнопки в любом случае активируют электропривод. Полное распахивание двух створок должно занять четыре секунды. Предусмотрено и механическое отпирание замков: выдвижные наружные ручки есть только у передних створок, а внутренние резервные рукоятки — у всех четырех дверей (они спрятаны под заглушками в подлокотниках).
Кузов без центральных стоек пришлось дополнительно усиливать, но здесь помогла электромобильная сущность Атома, ведь под полом салона установлена тяговая батарея в мощном корпусе с алюминиевыми усилителями порогов (они нужны, чтобы защитить аккумулятор при боковом ударе). Жесткость кузова на кручение — достойные 30 тысяч Нм/град (примерно как у Теслы Model 3). И это без учета дверей, которые серьезно усилены для защиты седоков.
Каждая дверь имеет мощную подоконную балку, диагональный усилитель и вертикальную вставку (во всю высоту проема), которая замещает собой центральные стойки. Все эти элементы будут сделаны методом горячей штамповки из высокопрочной стали. Увы, в России нет массового производства такой штамповки, поэтому Кама будет покупать детали у поставщиков из «дружественных стран». Что до пассивной безопасности, то разработчики Атома рассчитывают на четыре звезды из пяти в ужесточенном китайском рейтинге C-NCAP 2024 года (его правила близки к рейтингу Euro NCAP).
В каждой двери расположены два электрозамка (задние створки «замыкаются» на пороги и крышу, передние — на пороги и задние двери), электронные блоки управления ими, электростеклоподъемники (задние стекла опускаются не до конца), динамики аудиосистемы и плафоны подсветки околодверного пространства. Понятно, что двери получились тяжелыми, поэтому они имеют усиленные кованые петли, а задние еще и с выносом, чтобы исключить контакт двери с крылом.
По расчетам, все «дверные» особенности добавили Атому примерно 100 кг! В снаряженном состоянии электромобиль потянет на 1,9 тонны, из которых более 400 кг — это тяговая батарея емкостью 77 кВт·ч. Надежность дверных механизмов? Понятно, что сейчас этот вопрос открытый, но разработчики заложили в цикл испытаний 100 тысяч открываний/закрываний, тогда как обычно в индустрии принято делать 50 тысяч.
Показать готовый Атом вживую создатели обещают в конце этого года, когда на заводе Москвич будет собрана партия предсерийных автомобилей: сейчас идет установка производственной оснастки и отработка технологии. Срок начала серийного выпуска пока не пересматривался: середина 2025-го.