Лысаков обвинил страховщиков во лжи об убыточности ОСАГО
Страховые компании переманивают клиентов, обещая им скидки на ОСАГО, выяснила «Газета.Ru». При этом страховщики уверяют, что их бизнес достиг предела убыточности. Опрошенные эксперты считают, такие рекламные кампании свидетельствуют об искусственном создании мифа нерентабельности этого вида страхования.
Страховой дом ВСК обещает экономию автомобилистам, которые планируют выбрать их компанию при очередном продлении договора ОСАГО. Об этом говорится в релизе компании, поступившем в «Газету.Ru». В сообщении страховщика отмечается, что водители, которые в течение последних лет не попадали в аварии — и их персональный коэффициент Бонус-Малус (КБМ) не превышает 0,9 — могут оформить новый полис на специальных условиях.
«Так, при переходе из другой компании ВСК дает возможность оформить полис на специальных условиях, – экономия при этом может составить до 20%», — уточнили в пресс-службе ВСК.
Схожие предложения есть и у других страховщиков. Так, страховой агент «АльфаСтрахования» пообещал корреспонденту «Газеты.Ru» рассчитать страховку по более низкому тарифу, нежели у старого страховщика, причем скидка будет применена к итоговой сумме после применения бонуса КБМ.
«Предварительно, скидка составит около 1 тыс. рублей, точнее можно будет сказать, когда загрузим ваши данные в систему», — сообщил менеджер, представившийся Артуром.
Схожие условия пообещал дать и агент «Росгосстраха», подчеркнув, что окончательная сумма страховки будет известна только при оформлении договора. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) такие предложения называют конкуренцией, утверждая, что это стало возможным благодаря реформе ОСАГО после либерализации тарифов и введения коридора базовой ставки «автогражданки».
При этом страховщики запрашивают повышение тарифов, утверждая, что ОСАГО приносит им убытки.
«По данным Банка России, комбинированный коэффициент убыточности (в ОСАГО — «Газета.Ru») во II квартале 2021 года увеличился до 95,5%, что является максимальным значением за последние полтора года», — ранее сообщали «Газете.Ru» в пресс-службе РСА.
Так, в РСА считают наиболее проблемными тарифы для такси, неопытных водителей (недавно получили права, либо, уже имея водительское удостоверение, только недавно начали водить машину). Также низкими в союзе назвали тарифы для мотоциклов и грузовиков.
Центробанк в октябре фактически дал зеленый свет очередному повышению стоимости ОСАГО для водителей легковых автомобилей на 10%, для такси тариф должен вырасти и вовсе на 30%.
Причем еще в прошлом году россияне, не попадавшие в ДТП, могли самостоятельно рассчитать причитающуюся сумму для уплаты за страховку — все тарифы были официальными и прозрачными. Именно прошлогодняя реформа по индивидуализации ОСАГО увела расчет тарифа в теневой сектор.
Как ранее сообщала «Газета.Ru», страховое сообщество рассчитывает на новую реформу. Предлагается отказаться от учета износа поврежденных в ДТП деталей при определении размера компенсации. Также обсуждаются перспективы увеличения лимита выплат по ущербу жизни и здоровью с нынешних 500 тыс. рублей до 2 млн рублей.
По оценкам Центробанка, это может привести к увеличению тарифов не менее чем на 20-25%.
Миллиардные запасы
Скидки, которыми страховые компании переманивают клиентов, напрямую свидетельствуют об отсутствии убыточности ОСАГО, о которой постоянно заявляют сами страховщики, считают эксперты. Если страховые компании предлагают скидки, значит экономика этого бизнеса позволяет так поступать, указал вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. Более того, все страховщики, работающие по ОСАГО, имеют крупную прибыль, это подтверждается и данными Центробанка и статистикой самих страховщиков, подчеркнул он.
«Закон обязывает страховые компании выплачивать в виде компенсации 80% от общего объема полученных премий. В прошлом году размер выплат составил только 54%.
Центробанк до сих пор не может объяснить, где оседают оставшиеся 26% — около 18 млрд рублей», — рассказал «Газете.Ru» вице-президент НАС.
Постоянно заявляя об убыточности ОСАГО, страховщики явно лукавят, согласен председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. По его словам, ни в одном регионе страховые компании так и не перешагнули за рубеж нерентабельности.
«Они рассчитывают на сверхприбыли. Но получать ее они должны не на автогражданке, а на добровольных видах страхования, как это принято в других странах», — сказал правозащитник.
Он предупредил, что в погоне за клиентами некоторые страховые компании могут откровенно демпинговать, заманивая более выгодными условиями на покупку полиса. В этом случае есть риск, что такие страховщики не смогут в итоге справиться со своими обязательствами и уйдут с рынка, предупредил Похмелкин.
ОСАГО изначально задумывался как социальный проект, но очень быстро переродился в коммерческий,
причем в самом примитивном виде: собрать побольше — и выплатить поменьше, резюмировал лидер движения автомобилистов «Свобода выбора», экс-депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. По его мнению, подобные акции со скидками лишний раз доказывают, что заявления страховщиков якобы об убыточности ОСАГО сильно надуманы.