Правила техосмотра — это регламент проведения экспертизы автомобилей с целью выявить возможные неисправности. Какие изменения коснулись прохождения проверки в 2021 году в России, и в чем заключается процедура — в материале РИА Новости.Правила техосмотра автомобилей
Правила техосмотра автомобилей — это документ, регламентирующий проверку технического состояния транспортного средства, задача которой — выявить возможные неисправности. Такая экспертиза обязательна для всех водителей. За уклонение от ее прохождения предусмотрена ответственность.— Без действующей диагностической карты страховые компании имеют право отказать в продаже полиса, — рассказал РИА Новости юрист Павел Андрейченко.
С марта 2021 года в России действуют новые правила техосмотра автомобилей, которые для большинства водителей станут актуальны только в октябре 2021 года.Частота прохождения
Согласно правилам, для новых легковых автомобилей, малотоннажных грузовиков массой до 3,5 тонны, а также мотоциклов техосмотр (ТО) в первые 4 года не обязателен. Те же транспортные средства возрастом от 4 до 10 лет должны проходить процедуру раз в 2 года. После 10 лет — ежегодно.
Технический эксперт проводит осмотр автомобиля на пункте техосмотра в Новосибирске
Транспорт, который задействован в ответственной работе (легковые такси, автобусы, грузовики массой более 3,5 тонны) должен в первую пятилетку проходить техосмотр ежегодно. Потом проверять его следует раз в полгода.Процедура прохождения
В 2021 году для прохождения техосмотра водителю необходимо приехать в пункт ТО вне зависимости от региона регистрации автомобиля и регистрации водителя по месту жительства.
Для осмотра кроме самой машины понадобятся гражданский паспорт и один из документов на автомобиль — ПТС, СТС или другой документ, идентифицирующий транспортное средство (ТС).
До начала процедуры оператор обязан проверить совпадение вин-номера автомобиля и номеров кузова, рамы, кабины с теми данными, что указаны в документах. Если номера не совпадают или их вообще нет, оператор оформит отказ и передаст данные о причинах в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИС). Эта информация станет доступна и страховым компаниям, и сотрудникам полиции. Если все номера совпали, водитель оплачивает услугу, и техосмотр начинается.— Факт оплаты еще не означает, что оператор обязательно допустит автомобиль к эксплуатации. Если он выявит неисправности, то отобразит их в диагностической карте. При этом деньги за ТО не вернут. Если владелец откажется платить за услугу, в техосмотре ему откажут, но информация об этом будет зафиксирована в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. В случае, когда выявили неисправности и отправили их устранять, за повторный осмотр снова придется платить. Если водитель исправит неполадки в течение 20 календарных дней и приедет к тому же оператору, смотреть будут только на недочеты, указанные в предыдущей диагностической карте. В этом случае водитель может надеяться на скидку. В другом пункте ТО осмотр будут проводить в полном объеме, — пояснил юрист.
Перед стартом ТО обязательно проводится фотофиксация начала процедуры. Также снимки сделают и после завершения техосмотра. На кадрах должен хорошо читаться госномер, а также стоять дата съемки и геолокация. Срок хранения таких фото — не менее 5 лет.
В процессе ТО специалисты проверят, как работают тормоза, исправно ли рулевое управление и световые приборы, стеклоомыватели и стеклоочистители, оценят степень износа шин и состояние колесных дисков.
Технический эксперт проводит осмотр автомобиля на пункте технического осмотра
Исчерпывающий перечень требований к тому, что будут проверять, приведен в приложении №1 к правилам технического осмотра.
Продолжительность технического диагностирования транспортных средств варьируется в зависимости от категории ТС. Например, легковые авто проверяют за 30 минут, мотоциклы — за 10 минут. Время проверки для всех категорий прописано в приложении №2 к Правилам проведения технического осмотра. Продолжительность указана из расчета проведения диагностирования одним экспертом и может быть уменьшена. Например, с учетом характеристик диагностического оборудования или количества постов диагностики и специалистов.
После техосмотра выдается диагностическая карта. Она заверяется подписью эксперта, проводившего проверку состояния ТС.— Диагностическая карта в 2021 году оформляется в электронном виде, но для удобства водитель может попросить оператора выдать бумажный документ, который в вопросе приоритета будет все же уступать электронной версии. Рекомендуется распечатывать дубликат, чтобы в случае непредвиденных сбоев можно было предъявить документ, не переплачивая за повторный визит, — отметил эксперт.
Стоит отметить, что диагностические карты, срок действия которых заканчивается в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлены на полгода, но не менее чем до 1 октября, согласно постановлению правительства РФ от 27.02.2021 №275.
Технический эксперт проводит осмотр автомобиля на пункте технического осмотра
Таким образом, новые правила до 1 октября коснутся только тех, у кого:
- —срок диагностической карты истек до 1 февраля 2021 года;
- —легковые автомобили, грузовые до 3,5 тонны, прицепы и полуприцепы, мототранспорт достигли возраста 4 лет, и возникла предусмотренная законом обязанность пройти первый техосмотр;
- —имеются транспортные средства, в конструкцию которых внесены изменения (проведено переоборудование).
Техосмотр для праворульных машин
По правилам ТО, утвержденным в 2021 году, праворульные автомобили могут не получить диагностическую карту. Причиной на то является особенность головной оптики.
У праворульных автомобилей она работает зеркально: фары освещают обочину при левостороннем движении и без перенастройки ослепляют водителей на «встречке». — Перенастройка фар в соответствие с европейскими нормами стоит примерно 40-50 тысяч рублей. Изменения в конструкции нужно официально зарегистрировать в специализированной лаборатории и забрать необходимые документы в ГИБДД. Только после этого можно пройти техосмотр и получить диагностическую карту, — отметил юрист.Техосмотр для грузовых автомобилей
Особенность прохождения техосмотра для грузовиков заключается в периодичности процедуры. Автомобили полной массой более 3,5 тонны должны проходить ТО чаще, чем легковушки, — ежегодно в возрасте до 5 лет. После — каждые полгода.— У операторов должно быть специальное оборудование для диагностики грузовиков. Для проверки легковых и малотоннажных машин используются тормозные стенды с осевой нагрузкой до 3,5 тонны, а вот для испытания грузовых — свыше 18 тонн. То же касается стендов-детекторов подвески и люфта. Чтобы не возникало проблем с грузовиками, их нагрузка должна быть до 30 кН. К слову, для проверки легковых ТС достаточно нагрузки в пределах 11 кН, — пояснил Павел Андрейченко.Техосмотр для автобусов
Особенностью техосмотра автобусов является присутствие при процедуре сотрудника ГИБДД. Такое условие введено с 1 марта 2021 года.
Согласно утвержденному порядку владелец автобуса должен подать заявку (по телефону или по электронной почте) оператору технического осмотра, аккредитованному по категориям транспортных средств М2 и М3. Процедуру проведут не ранее чем через 5 рабочих дней со дня поступления к заявки эксперту.
Сотрудник ГИБДД в ходе техосмотра должен проверить соответствие результатов технического диагностирования требованиям к ТС категории М2 или МЗ, указанным в приложении №1 к Правилам проведения технического осмотра, и соответствие автобуса сведениям в свидетельстве о регистрации транспортного средства или ПТС, а также в государственном реестре транспортных средств.
После этого сотрудник ГИБДД внесет в диагностическую карту, сформированную оператором техосмотра в ЕАИС, свое заключение о соответствии или несоответствии автобуса обязательным требованиям безопасности ТС и удостоверит его усиленной квалифицированной электронной подписью. В противном случае ТС подлежит повторному техосмотру, проводимому в таком же порядке с учетом особенностей, предусмотренных ст. 18 федерального закона о техосмотре.— Названные правила не применимы при проведении техосмотра автобусов, имеющих особенности конструкции, для нужд органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, — пояснил юрист.Кто отвечает за ТО?
Согласно указу президента, с 1 марта 2021 года ГИБДД приняло на себя полномочия по контролю и надзору за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств.
Сотрудник сервисного центра осуществляет технический осмотр транспортного средства
Теперь сотрудники Госавтоинспекции могут аннулировать диагностическую карту. Это допустимо в следующих случаях:
- —если техосмотр автомобиля не проводили вообще, а диагностическую карту выдали;
- —если при ТО выявили несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности, но при этом у автомобиля есть действующая диагностическая карта (например, выданная ранее).
При этом решение рядового сотрудника ГИБДД должно быть заверено его руководителем.Новые правила техосмотраКак было раньше?
В последние годы прохождение техосмотра чаще всего носило формальный характер: автомобилисты нередко получали диагностические карты, даже не загоняя машину в пункт техосмотра для оценки ее технического состояния. Диагностические карты оформляли вместе с полисом ОСАГО или же заказывали через интернет.
— Эта схема была удобной, но опасной. Неисправная машина может нанести вред как водителю, так и окружающим, — отметил юрист.
Как проводился техосмотр раньше:
- —для процедуры предъявлялся гражданский паспорт, ПТС или СТС;
- —при отказе владельца машины от оплаты техосмотра оператор никуда не вносил данные;
- —конкретное место для проведения ТО не было прописано в законе;
- —не было упоминания о передвижных диагностических линиях;
- —на повторный техосмотр отводилось 20 дней, и потом проверяли только показатели, которые не соответствовали обязательным требованиям безопасности;
- —диагностическая карта могла быть заверена подписью технического эксперта, проводившего проверку состояния машины;
- —диагностическая карта составлялась в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа (один письменный экземпляр выдавали владельцу ТС, другой хранился у оператора);
- —бумажный экземпляр хранился у оператора не менее 3 лет, а электронный направлялся в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и хранился в ней не менее 5 лет;
- —распечатанная диагностическая карта была документом строгой отчетности;
- —в законе не был прописан порядок аннулирования диагностической карты.
Что изменилось?
Согласно правилам, утвержденным постановлением правительство РФ и вступившим в силу с 1 марта 2021 года, в процедуру техосмотра добавились следующие новшества:
- —кроме ПТС или СТС можно предъявить любой другой документ, идентифицирующий ТС;
- —при отказе от оплаты данные о машине и ее владельце всегда вносятся в информационную систему;
- —ТО проводится только в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии, сведения о которых внесены в реестр операторов технического осмотра;
- —срок в 20 дней на повторный техосмотр сохранился, но если приехать для процедуры к другому оператору, проводить его придется в полном объеме;
- —диагностическая карта подписывается только усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование;
- —бумажный экземпляр диагностической карты с рукописными подписями не нужен и выдается только по желанию владельца авто, документ оформляется только в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра;
- —хранить бумажный экземпляр диагностической карты не обязательно, теперь она существует в электронном формате, и сведения, содержащиеся в ЕАИС, имеют приоритет перед бумажной версией;
- —законом установлен порядок аннулирования диагностической карты.
Ответственность за нарушения
В России уже принят закон, который предполагает для физлиц штраф в 2000 рублей, если не была оформлена диагностическая карта.
— Но в связи с обострившейся эпидемиологической и экономической ситуацией было принято решение о переносе введения новых повышенных штрафов для автомобилистов на два года. Поправки в КоАП РФ вступят в силу в марте 2022 года, — отметил юрист.
А вот штрафы для лиц, которые занимаются проведение техосмотра, начали действовать уже с марта 2021 года. За оформление диагностической карты на авто без проведения техосмотра или если на самом деле у машины были неисправности, препятствующие эксплуатации, на работников ТО может быть наложен штраф в 5—10 тысяч рублей, на должностных лиц — 30-50 тысяч, на юридических лиц — 200-300 тысяч. Такие же санкции предусмотрены, если фактически техосмотра не было, а в ЕАИС передали данные о том, что он состоялся. За повторное нарушение могут отобрать аккредитацию и выписать штраф до 500 тысяч рублей.Увеличится ли стоимость ТО?
В связи с введение новых правил для ТО Федеральная антимонопольная служба готовит новую методику по расчету тарифов для процедуры. Нынешнюю требуют пересмотреть сами операторы, чтобы работать по экономически обоснованным ценам.— Документа пока не представлено, хотя проект был проанонсирован ФАС еще в 2020 году. Предположительно, стоимость будет зависеть от следующих факторов: региона, в котором будет оформляться диагностическая карта; возраста автомобиля, его марки и технических характеристик; категории ТС, для которого проводится техосмотр, — отметил юрист.
Источник: ria.ru